Рабочая программа
дисциплины
Методика преподавания
математики
для специальности 05020152 – преподавание
математики
в основной школе
2007 год
Одобрена Составлена в соответствии
ПЦК
физико-математических
с Государственными
дисциплин. требованиями
к минимуму
«22»
января 2007 года и уровню
подготовки
выпускника по специальности.
Заместитель
директора
по учебной работе:
Епифанова М.И.
Председатель
ПЦК:
Старокожева Е.И.
Автор: Старокожева Е.
И. – преподаватель
методики математики в Валуйском
педагогическом
колледже
Рецензенты: Цецорина
Т.А. – преподаватель
методики
математики в
Белгородском
государственном
университете
Безгодкова О.В. –
преподаватель
математики в Валуйском
педагогическом
колледже
Пояснительная записка
Курс методики преподавания математики предназначен для подготовки студентов к преподаванию математики в основной школе.
Основная задача курса методики преподавания математики – подготовить учителей 5-9 классов, способных реализовать на практике современные требования к обучению школьников математике, воспитанию и развитию их в процессе обучения. Изучение этого курса должно создать основу для сознательного творческого подхода будущих учителей (выпускников педагогических колледжей) к решению возникающих в практике учебно-воспитательных задач; обеспечить достаточную теоретическую и практическую подготовку учителей к тем изменениям, которые с необходимостью будут происходить в целях, содержании, методах, средствах и формах организации обучения математике школьников в связи с дальнейшим совершенствованием всей системы народного образования в нашей стране.
Для решения перечисленных
задач курс методики преподавания математики должен:
- раскрыть значение
математики как науки в общем и профессиональном образовании,
психолого-педагогические аспекты усвоения предмета, взаимоотношения школьного
курса математики с наукой и важнейшими областями ее применения;
- обеспечить обстоятельное
изучение студентами школьных программ, учебников и учебных пособий по
математике, понимание заложенных в них методических идей;
- воспитывать у будущих
учителей творческий подход к решению проблем методики математики, формировать
умения и навыки самостоятельного анализа процесса обучения, исследования
методических проблем;
- создать благоприятные
условия для развития стремления к научному поиску путей совершенствования своей
работы;
- выработать у студентов
основные практические умения проведения учебной и воспитательной работы на
уровне требований современной школы.
По курсу методики
преподавания математики предусматриваются
лекции, практические (семинарские) занятия, лабораторные и внеаудиторная
работа.
Содержание лекционного курса
формируется и развивается с учетом полученных студентами при изучении
соответствующих дисциплин знаний по теории познания, психологии, педагогике и
математике.
На практических (семинарских)
занятиях:
- детально изучаются
программы, учебники и учебные пособия;
- обсуждается методика
изучения конкретных тем школьного курса, возможность применения различных
методов обучения;
- проводится сравнительный
методический анализ изложения одной и той же темы в различных учебных пособиях;
- изыскиваются пути
преодоления возникающих у учащихся затруднений и предупреждения выявленных
типичных ошибок;
- рассматривается
планирование учебного материала, обсуждаются конспекты уроков;
- анализируются методы
решения и рассматриваются обучающие системы упражнений;
-обсуждаются тематика,
содержание и методика проведения внеклассной работы и т.д.
Лабораторные занятия
проводятся по подгруппам и включают виды работ:
- наблюдение и анализ уроков
в школе;
- подготовку к проведению
уроков с применением вычислительной
техники и ТСО;
- изготовление наглядных
пособий и подготовка дидактических материалов и т.д.
Отдельные темы программы по
решению предметно-цикловой комиссии могут быть предложены для самостоятельного
изучения. Самостоятельная работа студентов находится под постоянным контролем
преподавателя.
Студенты должны уметь самостоятельно составить план изучения
темы, план отдельного урока, составить задачи и другие упражнения в дополнение
к учебнику (с использованием материалов, связанных с жизнью, трудом), составить
конспект урока и проанализировать урок математики, провести внеклассное занятие
по математике, самостоятельно подобрав соответствующий материал, подготовить
тексты контрольных работ и провести их, подготовить материалы для устного
опроса учащихся по теме и оценить ответы детей.
При изучении методики
обучения математике следует практиковать составление студентами небольших
рефератов по прочитанной статье или книге, докладов на ту или иную методическую
тему.
Список тем может быть
дополнен самим преподавателем с учетом возможностей студентов педагогических
колледжей. При этом важно, чтобы эти
темы могли быть раскрыты на конкретном, небольшом по объему материале (на материале
одного – двух уроков или небольшой темы, на материале одного – двух фрагментов
диафильма, одной – двух таблиц и т. п.).
Предусматривается проведение
по одной контрольной работе в семестре.
Преподавание методики должно
быть тесно связано с педагогической практикой: с показательными и пробными
уроками, с непрерывной педагогической практикой и с проведением внеклассной
работы в школе.
Время, отводимое на изучение
той или иной темы курса, и последовательность изучения отдельных вопросов
программы являются примерными. Они могут быть в известных пределах изменены по
решению предметной комиссии с учетом реальных условий работы со студентами
педагогического колледжа.
Выписка из государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования
Требования к
минимуму содержания
основной профессиональной образовательной программы
по
специальности 05020152 Математика
Методика преподавания математики:
математика
как наука и учебный предмет в школе; методическая система обучения математике в
школе, общая характеристика ее основных компонентов; цели и задачи обучения
математике в школе; методика базового образования основной школы: общая начальная
математическая подготовка в 1 – 5 классах; пропедевтическая математическая
подготовка в 5 – 6 классах; основной систематический курс математики в 7 – 9
классах (основная школа), основные блоки: алгебра и геометрия (планиметрия);
дифференцированное изучение курса математики; индивидуальные особенности и
способности школьников в контексте изучения курса математики.
Индекс |
Элементы учебного |
Время в неделях |
Макс. учебная нагрузка студента, часов |
Обязательная часов |
Рекомендуемый курс изучения по семестрам |
||||||
Всего |
в том числе |
||||||||||
лаб. работ, практ. занятий |
Выполнен.
курсовых работ (курс. проект.) |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||||
ДПП.06 |
Методика преподавания
математики |
|
|
197 |
Лекций 115 Практ 62 Лабор.20 |
|
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
18 18 |
17 17/34 |
15 30/30 |
18 18/18 |
12 36 |
Примерное тематическое планирование
Наименование разделов и тем |
Макс.
нагрузка студ. (час) |
Количество
аудиторных часов при очной форме обучения |
Самост.
работа студента |
||
Лекции |
Практ. занятия
|
Лабор. работы |
|||
Общие вопросы преподавания
методики. Раздел I. 1.1. Предмет методики
преподавания математики. 1.2. Цели и содержание
обучения математике. 1.3. Принципы и методы
обучения математике. 1.4.Формы мышления в
процессе обучения математике. 1.5.Формы обучения
математике. 1.6.Задачи как средство
обучения математике. 1.7.Дифференцированное
обучение математике. 1.8.Практическая
направленность школьного курса математики. 1.9.Контроль
знаний по математике. 1.10.Систематизация
и обобщение школьного курса математики. 1.11.Технологии
обучения математике. Частные вопросы методики
обучения математике в основной школе. Раздел II.
Методика изучения чисел и операций над ними. 2.1. Методика изучения чисел и
операций над ними. 2. 2. Методика работы над алгебраическим
материалом в 5-6кл. 2. 3.
Методика работы над геометрическим материалом. Раздел III. Методика изучения алгебры в 7-9 кл. 3.1. Методика
изучения тождественных преобразований. 3.2. Методика
работы над уравнениями и неравенствами. 3.3. Методика
работы над текстовыми алгебраическими задачами. 3.4.Методика изучения функций и их графиков. Раздел IV. Методика преподавания планиметрии. 4.1. Методика работы над начальными понятиями геометрии. 4.2.Методика изучения плоских
фигур. 4.3. Методика формирования
аппарата решения треугольников. 4.4.Методика введения векторов, метод координат 4.5. Методика изучения движений,
подобия фигур. 4.6. Методика формирования
аппарата вычисления площадей плоских фигур. Обобщающее повторение Итого: |
197 197 |
115 26 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 6 16 6 4 6 32 6 16 6 4 30 2 10 6 4 4 4 11 115 |
62 4 4 6 4 4 8
6 4 4 6 4 4 2 2 62 |
20 1 1 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 20 |
|
Раздел I.
Математика как наука и как учебный предмет. Предмет методики преподавания математики. Основные противоречия процесса обучения математике. Актуальные проблемы методики преподавания математики.
Тема 1.
2. Цели и содержание обучения математике.
Особенности современного этапа развития школьного математического образования. Цели и содержание обучения математике.
Тема 1. 3. Принципы и методы обучения
математике.
Основные дидактические принципы в обучении математике. Законы педагогических новшеств. Методы обучения математике и их классификация. Проблемное обучение. Программированное обучение. Математическое моделирование. Аксиоматический метод.
Тема 1. 4. Формы мышления в процессе обучения
математике.
Роль мышления в обучении математике. Математическое
мышления. Качества научного мышления. Математическое понятие и его
характеристики. Определение понятия. Виды определений. Классификация понятий.
Методика работы над теоремой. Методы доказательства теорем.
Тема 1. 5. Формы обучения математике.
Урок – основная форма обучения. Структура урока. Основные требования к современному уроку. Типы уроков. Правила организации современного урока. Анализ урока и его роль в интенсификации учебного процесса.
Тема 1. 6. Задачи как средство обучения
математике.
Виды задач и их функции. Основные компоненты задачи. Этапы решения задачи. Организация обучения решению математических задач. Индивидуальное решение задач.
Тема 1. 7. Дифференцированное обучение
математике.
Компоненты
дифференцированного обучения математике. Внутренняя и внешняя дифференциация
обучения математике. Дифференциация обучения математике в классах гуманитарной
направленности. Виды инновационных образовательных учреждений.
Тема 1. 8.
Практическая направленность школьного курса математики.
Практическая
направленность математики и ее воспитательное значение. Вычислительные навыки.
Величины и их измерение. Связь математики с другими науками.
Тема 1. 9.
Контроль знаний по математике.
Цели и
задачи контроля знаний. Функции контроля и проверки знаний учащихся по
математике. Методы контроля знаний учащихся. Формы контроля знаний. Средства
контроля. Тестовый контроль.
Тема 1.10.
Систематизация и обобщение школьного курса математики.
Цели
систематизации и обобщения школьного курса математики. Формы проведения
повторения.
Тема 1.11.Технологии
обучения математике.
Технология
обучения и ее роль в современном образовании. Компьютерные технологии в
обучении. Технология развивающего обучения.
Частные
вопросы методики обучения математике в основной школе
Раздел II.
Тема 2. 1. Методика изучения чисел и
операций над ними.
Методика формирования у учащихся представления о натуральном ряде и его
свойствах. Алгоритмы арифметических операций над натуральными числами; законы
арифметических действий. Методика изучения обыкновенных и десятичных дробей.
Методика работы над задачами на проценты. Методика изучения действий над
положительными и отрицательными числами. Методика изучения рациональных чисел.
Схемы решения задач, связанные с использованием каждого из четырех
арифметических действий.
Тема
2. 2.
Методика работы над алгебраическим материалом в 5-6кл.
Методика работы над числовыми и буквенными выражениями, тождественными
преобразованиями на основе законов и свойств арифметических действий. Методика
изучения линии уравнений и неравенств. Функциональная пропедевтика.
Тема
2. 3. Методика работы над геометрическим
материалом.
Методика углубления представлений об известных из начальной школы
геометрических объектах и их свойствах, введения новых геометрических фигур.
Методика изучения новых величин, формирование четких различий величин и фигур
(отрезок и длина отрезка, угол и градусная мера угла). Методика привития навыков
работы с чертежными инструментами. Методика решения простейших геометрических
задач.
Раздел III.
Методика изучения алгебры в 7-9 кл.
Тема 3.
1. Методика изучения тождественных
преобразований.
Методика работы над алгебраическими выражениями, изучения
алгебраических дробей, формул сокращенного умножения, свойств степени с
рациональным показателем, свойств квадратных корней. Методика доказательства
тождеств. Особенности изучения преобразования неравенств. Методические
особенности работы над тригонометрическими тождествами и формулами.
Тема 3.2. Методика работы над уравнениями и неравенствами.
Методика формирования понятий «уравнение», «неравенство», «система
уравнений», «система неравенств». Приемы решения рациональных уравнений,
неравенств, систем уравнений, систем неравенств. Методические особенности
решения уравнений и неравенств с параметром.
Тема 3.3. Методика работы над текстовыми алгебраическими задачами.
Методы поиска решения задач (анализ в форме расчленения, нисходящий
анализ, восходящий анализ, аналитико-синтетический метод). Основы методики
обучения решению задач методом составления уравнений. Схемы поиска решения
основных типов задач (на изменение количества вещества, на движение, на
выполнение совместной работы).
Тема 3.4.
Методика изучения функций и их графиков.
Методика введения функциональных понятий,
работа над правильным управлением функциональной терминологии. Методические
приемы изучения свойств функции, основных элементарных функций. Система
упражнений для формирования умений построения графиков функций, их
преобразования. Методика решения несложных задач посредством изученного
аппарата функций.
Раздел IV.
Методика преподавания планиметрии.
Тема 4. 1. Методика работы над начальными
понятиями геометрии.
Методика введения
начальных понятий планиметрии и их свойств; геометрических фигур. Методика
изучения величин и их свойств (длина отрезка, величина угла и их свойства).
Приемы логических рассуждений и решения задач на начальном этапе изучения
планиметрии.
Тема 4. 2. Методика изучения плоских фигур.
Методика изучения
треугольников, четырехугольников, многоугольников. Методические приемы
формирования у учащихся систематических знаний об окружности и ее свойствах,
вписанной и описанной окружностях. Основные виды задач на вычисления,
доказательства и построения.
Тема 4.3. Методика формирования аппарата решения
треугольников.
Методика введения
синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Методика
работы над теоремой Пифагора и соотношениями между сторонами и углами в
прямоугольном треугольнике. Система задач и алгоритмы их решения.
Тема 4.4. Методика введения векторов, метода
координат.
Методика изучения
понятия вектора, операций над векторами, законов сложения векторов, теоремы о
разложении вектора, метод координат. Приемы решения задач с применением
векторов и операций над векторами в координатной форме.
Тема 4.5. Методика изучения движений, подобия
фигур.
Методика работы
над знакомством учащихся с основными видами движения, введением понятия
отображения плоскости на себя. Система упражнений по выработке навыков
построения образов точек, отрезков, треугольников при симметрии, параллельном
переносе, повороте. Методика изучения темы «Подобие фигур» и решения задач,
направленных на формирование умений доказывать подобие треугольников с
использованием соответствующих признаков и вычислять элементы подобных
треугольников.
Тема 4.6. Методика формирования аппарата вычисления площадей плоских фигур.
Особенности
введения понятия площади и свойств площадей. Методика доказательств формул для
вычисления площадей плоских фигур.
Раздел V.
Показательные уроки
Математика |
8 |
Принципы и методы обучения математике. Комбинированный урок. Урок контроля знаний, умений и навыков. Задачи, общий порядок работы над задачей. Внеклассная работа по математике. Возможности современного кабинета математики в обучении. Формирование вычислительных навыков на уроке математики. Технология развивающего обучения на уроке математики. |
Алгебра |
7 |
Применение компьютерных технологий на уроке алгебры. Дифференцированный подход в обучении математике. Тождественные преобразования в курсе алгебры. Методика изучения линейных уравнений. Особенности изучения квадратных уравнений. Линия неравенств в курсе алгебры. Изучение понятия функции. |
Геометрия |
5 |
Математические доказательства. Решение геометрических задач. Роль наглядности в обучении геометрии. Решение задач по теме «Треугольники». Методика изучения преобразований плоскости. |
Тематика рефератов
1.
Общая методика обучения математике
·
Реализация
дидактических принципов в обучении математике.
·
Методы
обучения математике.
·
Методы
научного познания в обучении математике.
·
Методика
обучения учащихся решению задач.
·
Методика
изучения математических понятий.
·
Контроль
знаний по математике.
·
Формы
организации обучения математике.
·
Внеклассная
работа по математике.
2. Частная
методика обучения математике
·
Теория
поэтапного формирования умственных действий в математике.
·
Методика
изучения числовых систем.
·
Линия
тождественных преобразований в школьном курсе математики.
·
Уравнения
и неравенства в школьном курсе математики.
·
Методика
изучения линейной, степенной и квадратичной функции.
·
Числовые
последовательности и прогрессии в школьном курсе математики. Предел числовой
последовательности.
·
Геометрия
как школьный предмет. Логические основы курса геометрии. Наглядная геометрия.
·
Методика
изучения теорем.
·
Изучение
векторов в школьном курсе математики.
·
Методика
изучения геометрических величин в школьном курсе математики.
·
Методика
изучения темы «Преобразования фигур».
·
Методика
изучения геометрических построений.
·
Методика
изучения перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве.
·
Методика
изучения элементов тригонометрии.
Тематика курсовых работ
Тема |
Цель исследования |
Проект «Математический календарь на 200… год». |
Разработать содержание математического календаря на 200… год, формы и методы работы с ним. |
Минимизация функций на плоскости |
Разработать алгоритмы исследования элементарных функций на двумерных замкнутых многообразиях. Обобщить классические методы линейного программирования. |
Развитие исследовательских умений учащихся в процессе организации их работы на лабораторных занятиях по математике |
Определить содержание, методы и приемы организации лабораторных занятий по математике, обеспечивающие развитие исследовательских умений учащихся. |
Энергосберегающая программа педагогического колледжа |
С помощью математических методов провести расчеты энергосберегающей программы педколледжа. |
Методика изучения элементов математической логики в основной школе. |
Определить продуктивные способы, методы, формы изучения данной темы в основной школе. |
Методика изучения элементов теории вероятностей в основной школе |
Определить продуктивные
способы, методы, формы изучения данной темы
в основной школе. |
Методика изучения теории множеств в основной школе |
Определить продуктивные способы, методы, формы изучения данной темы в основной школе. |
Создание наглядных пособий для уроков геометрии 7-9 классов с помощью систем компьютерной математики |
Разработать серию электронных наглядных
пособий и методических указаний по их
использованию для уроков геометрии в 8 классе |
Методика использования систем компьютерной математики при построении графиков элементарных функций на уроках алгебры в 8 классе. |
Разработать серию электронных наглядных пособий и методических указаний по их использованию на уроках алгебры в 8 классе. |
Творческие задания по геометрии в 7 классе как средство развития интереса учащихся к предмету |
Подобрать серию творческих заданий по геометрии, обосновать методы и приемы работы с ними, направленных на развитие интереса учащихся к предмету. |
Развитие мотивации достижения успеха в процессе формирования у учащихся 9-х классов умения решать задачи по теме «Арифметическая прогрессия» |
Выявить условия развития мотивации достижения успеха в учебной деятельности и разработать ряд уроков по теме «Арифметическая прогрессия» с учетом выделенных условий. |
Методика изучения геометрических понятий в 5-6 классах. |
Выявление эффективных и методически обоснованных приемов формирования геометрических понятий у учащихся на уроках геометрии в 5-6-х классах. |
Нестандартные уроки математики в 6-м классе как средство повышения познавательной активности учащихся. |
Выявить условия проведения нестандартных уроков, обеспечивающих развитие познавательной активности учащихся 6-го класса и разработать серию учебных занятий с соблюдением необходимых требований. |
Нестандартные уроки математики в 8-ом классе как средство повышения познавательной активности учащихся. |
Выявить условия проведения
нестандартных уроков, обеспечивающих развитие познавательной активности
учащихся 8-го и разработать серию учебных занятий с соблюдением необходимых
требований. |
Методика обучения учащихся построению графиков элементарных функций в девятилетней школе. |
Выявление эффективных и
методически обоснованных приемов формирования умений у учащихся выполнять
построение графиков элементарных функций при обучении математике. |
Проект «Организация контроля знаний учащихся 7-го класса по математике с помощью компьютера» |
Разработать серию компьютерных контрольных программ для уроков математики в 7 классе. |
Проект «Организация контроля знаний учащихся 8-го класса по математике с помощью компьютера». |
Разработать серию компьютерных контрольных программ для уроков математики в 8 классе. |
Реализация принципа наглядности в обучении математике |
Выявить особенности использования принципа наглядности в целях повышения эффективности процесса обучения. |
Методика изучения положительных и отрицательных чисел в 6 классе |
Рассмотреть методические особенности изучения положительных и отрицательных чисел в 6 классе. |
Методические особенности изучения темы «Проценты» в средней школе |
Рассмотреть методические особенности изучения темы «Проценты» в средней школе. |
Методика изучения дробей в 5-6 классах |
Рассмотреть методические особенности изучения дробей в 5-6 классах. |
Тематика выпускных квалификационных
работ
Тема |
Цель ВКР |
Изучение элементов теории вероятностей как средство развития логического мышления учащихся основной школы. |
Рассмотреть основные способы, методы, формы изучения данной темы, способствующие развитию логического мышления учащихся |
Изучение элементов математической логики как средство развития логического мышления учащихся основной школы. |
Определить методы и приемы изучения элементов математической логики, направленные на развитие логического мышления учащихся. |
Изучение элементов теории множеств как средство развития абстрактного мышления учащихся 7 класса |
Определить методы и приемы изучения элементов теории множеств, обеспечивающие развитие абстрактного мышления учащихся. |
Задачи как средство развития пространственного мышления у учащихся 5-6 классов |
Выявить условия развития пространственного мышления учащихся в учебной деятельности и подобрать серию задач для учебных занятий с учетом необходимых условий. |
Проект «Математический календарь на 200… год». |
Разработать содержание математического календаря на 200… год, обосновать формы и методы работы с ним. |
Математическое обоснование поверхностей Безье. |
Разработать конструкции кривых поверхностей Безье, основанных на переходе от многочленов к гиперболической функции. Исследовать область применимости подобных конструкций, их преимущества и недостатки. |
Математические задачи природосохранной направленности как средство формирования экологической культуры учащихся основной школы |
Разработать серию задач с использованием информации об экологической обстановке в области и обосновать методы и приемы работы с ними, обеспечивающие формирование экологической культуры учащихся. |
Проект «Конструирование приборов для построения замечательных кривых второго порядка» |
Смоделировать приборы для построения замечательных кривых второго порядка и описать их техническое устройство. |
Элементы топологии во внеклассной работе по математике в основной школе |
Разработать содержание и методику проведения внеклассных занятий по математике с включением элементов топологии. |
Методика обучения учащихся решению текстовых задач на движение. |
Осуществить подбор комплекса текстовых задач на движение и определить методику работы с ними. |
Методика обучения учащихся решению нестандартных задач на делимость чисел. |
Отобрать и систематизировать нестандартные задания по теме: “Делимость чисел” и определить методику работы с ними. |
Изучение темы «Геометрическая прогрессия» как условие развития абстрактного мышления учащихся 9 класса |
Определить продуктивные формы, методы и приемы изучения темы «геометрическая прогрессия», направленные на развитие абстрактного мышления учащихся. |
Творческие задания по геометрии в 7 классе как средство развития интереса учащихся к предмету |
Определить условия развития познавательного интереса учащихся к предмету, подобрать серию творческих заданий и обосновать методику работы с ними с учетом необходимых условий. |
Применение приема графического моделирования в процессе решения текстовых задач арифметическим способом в 5-6 классах. |
Выявление эффективных и методически обоснованных приемов решения текстовых задач арифметическим способом с использованием приема графического моделирования. |
Методика формирования умения решать текстовые задачи на движение у учащихся 5-6 классов на основе деятельностного подхода. |
Обосновать организацию работы учащихся на уроке по данной методике. |
Методика формирования умения построения графиков элементарных функций в 7-9 классах на основе деятельностного подхода. |
Обосновать организацию работы учащихся на уроке по данной методике. |
Методика обучения учащихся основной школы решению задач с параметрами. |
Отобрать и систематизировать задания по теме: “Задачи с параметрами” и определить методику работы с ними. |
Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся 9 классов при решении уравнений, содержащих модуль. |
Определить методические основы построения учебных занятий по теме «Уравнения, содержащие модуль», обеспечивающих самостоятельность учащихся в учебной деятельности. |
Методика введения понятия функции. Изучение элементарных функций в девятилетней школе. |
Изучение эффективных и методически обоснованных приемов формирования понятия элементарных функций при обучении математике. |
Перечень
средств обучения
1. Учебники математики основной
школы.
2. Программы по математике,
алгебре, геометрии для основной школы.
3. Учебные,
календарно-тематические, поурочные планы.
4. Карточки с нормами оценки
знаний, умений и навыков.
5. Разработка внеклассных
занятий.
6. Дидактические разноуровневые
материалы по всем предметам и классам.
7. Видеофильмы показательных
уроков.
8. Компьютерные программы
«Алгебра 7-11», «Живая геометрия».
9. Компьютерные презентации.
10. Материалы методической
копилки.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Дидактические игры на уроках
математики 5-6 классов.
2. Внеклассная работа по
математике. Составление конспекта внеурочного занятия по математике.
3. Альтернативные программы и учебники. Анализ программ. Сравнение учебников.
4. Составление конспектов уроков
по вопросам подготовки к ИГА. Планирование работы по изучению отдельных тем.
5. Анализ методических пособий
и статей по материалам журналов «Математика в школе», новинкам методической
литературы.
6. Составление компьютерных
презентаций по различным темам математики, по внеклассной работе.
7. Написание рефератов,
курсовых работ, ВКР.
8. Изготовление программных
продуктов к защите выпускных квалификационных работ.
9. Обзор истории развития
методики обучения математике. Период до
Учебные
пособия средней школы
1.
Алгебра: Учеб.
для 7 кл. сред, школ / Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова;
Под ред. С.А. Теляковского. — 3-е изд. — М., 1993.
2.
Алгебра: Учеб.
для 8 кл. сред, школ / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова;
Под ред. С.А. Теляковского. — М., 1990.
3.
Алгебра для 8
кл.: Ю.Н. Макарычев и др. — М., 1989 (и последующие издания).
4.
Алгебра для 8
кл.: Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики /
Н.Я. Виленкин, А.Н. Виленкин, Г.С. Сурвилло и др. — М., 1995.
5.
Алгебра для 9
кл.: Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики /
Н.Я. Виленкин, А.Н. Виленкин, Г.С. Сурвилло и др.; Под ред. Н.Я. Виленкина. —
М., 1996.
6.
Алгебра для 9
кл.: Ю.Н. Макарычев и др. — М., 1990 (и последующие издания).
7.
Алгебра и
математический анализ для 10 класса: Учеб. пособие для учащихся школ и классов
с углубл. изуч. математики /Н.Я. Виленкин, О.С. Ивашев-Мусатов, С.И. Шварцбурд.
— 3-е изд., дораб. — М., 1992.
8.
Алгебра и начала
анализа: Учеб. для 10-11 кл. сред, школы /А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П.
Дудницын и др.; Под ред. А.Н. Колмогорова. — 3-е изд. — М., 1993.
9.
Алгебра и
математический анализ для 11 класса: Учеб. пособие для учащихся школ и классов
с углубл. изуч. математики / Н.Я. Виленкин, О.С. Ивашев-Мусатов, С.И.
Шварцбурд. — 3-е изд., дораб. — М., 1993.
10. Геометрия: Учеб. для 7 - 9 кл. средн. школ / Л.С.
Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. — М., 1990.
11. Геометрия для 8 — 9 классов: Учеб. пособие для
учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики / А.Д. Александров, А.Л.
Вернер, В.И. Рыжик. — М., 1995.
12. Геометрия 7—11 кл. А.В. Погорелое. — М., 1990 (и
последующие издания).
13. Геометрия: Учеб. для 10 - 11 кл. средн. школ /Л.С.
Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. — М., 1992.
14. Математика. Учеб. для гуманитариев 9 класс / В.Ф.
Бутузов, М. Колягин, Э.Г. Позняк и др. — М., 1996.
15. Математика. Учеб. для гуманитариев 10 класс / В.Ф.
Бутузов, Ю.М. Колягин, Э.Г. Позняк и др. — М., 1996.
16. Начала стереометрии. Александров А.Д., Вернер А.Л.,
Рыжик В.И. Пробный учеб, для учащихся 9 кл. — М., 1981.
Использованная литература
1.
Беспалъко В.П.
Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
2.
Витайтнер Г.
История математики от Декарта до середины XIX столетия. – М., 1960.
3.
Гершунский Б.С.
Философия образования. — М., 1998.
4.
Джуринский А.Н.
Зарубежная школа: История и современность. — М., 1992.
5.
Дорофеев Г.В.
Непрерывный курс математики в школе, проблема преемственности// Математика в школе, 1998, № 5.
6.
Интегрированное
обучение: проблемы и перспективы / Под ред. акад. Б.А.Бордовского. — С-П, 1996.
7.
Пидкасистый П.И.,
Портнов M.JI. Искусство преподавания. — М., 1999.
8.
Подласый И.П.
Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2-х кн. – М.,1999.
9.
Социально-экономические
проблемы образования в Западно-Сибирском
pегионе России. Материалы
Международной конференции по программе ЮНЕСКО «Образование в поликультурном
обществе. — Ч. 1. — Барнаул, 1995.
10. Социально-экономические проблемы образования в
Западно-Сибирском регионе России. Материалы Международной конференции по
программе ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе». — Ч. 2. — Барнаул,
1995.
11. Управление развитием школы: Пособие для руководителей
образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника и B.C. Лазарева. — М.,
1995.
12. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие
школы как инновационный процесс. — М.,
1994.